Юрий Трифонов (1925—1981), популярнейший писатель эпохи позднего социализма, родоначальник городской/московской прозы как литературного направления, до сих пор остаётся «недочитанным». И в самой его судьбе, и в произведениях отразились как провалы, так и вершины великого советского эксперимента по справедливому переустройству жизни.
Сын репрессированных родителей — и, несмотря на это, выпускник престижного Литературного института, уже за дипломную повесть «Студенты» получивший Сталинскую премию; связанный по первому браку с «подругой» Берии, — и позже, минуя «железный занавес», объехавший полмира как спортивный журналист; преуспевающий литератор — и не дождавшийся издания отдельной книгой своего главного произведения «Дом на набережной».
Почти автобиографическая повесть Ю. Трифонова «Дом на набережной» (в 1932–1938 годах семья Трифоновых проживала в знаменитом Доме Правительства по адресу улица Серафимовича, д. 2)- самое острое и самое заметное произведение семидесятых годов. Рассказ о том, как жил знаменитый «правительственный» дом в предвоенной Москве, стал символом того времени. Сейчас в доме находится музей, директором которого является вдова Ю. Трифонова, Ольга Трифонова.
Трифонов в 1980 по предложению Генриха Белля был выдвинут на соискание Нобелевской премии: шансы были весьма велики, но смерть писателя в марте 1981 перечеркнула их.
Б. Окуджава посвятил Трифонову одно из своих стихотворений (Давайте восклицать…).
Вдова Трифонова назвала экранизацию “Долгого прощания” фильмом, сделанным “очень хорошо и очень адекватно”.
И осталась совершенно недовольна экранизацией “Дома на набережной”, говоря, что “авторы сценария читали другую книгу».
Оставаясь в рамках советской системы, он говорил о своем времени с невозможной для системы прямотой и создал общее ощущение этого времени: вязкое, тягучее, лишенное надежд и энергии. Он писал о времени и социальном слое, к которому принадлежал сам – о городской интеллигенции.
Сегодня книги Трифонова поражают любителей чтения не только блистательным языком, узнаваемым «трифоновским» стилем, но и какой-то невероятной честностью писавшего. Юрий Трифонов умудрился прожить жизнь, не изменяя принципам и говоря правду. Именно поэтому его произведения остаются востребованы у многих читателей в библиотеках.