Вторник, 28 июня

Гений модернистской музыки (Игорь Фёдорович Стравинский)

 

Один из самых величайших музыкальных деятелей ХХ века Игорь Фёдорович Стравинский родился в музыкальной семье: отец — солист Мариинского оперного театра, мать — певица и пианистка. В родительском доме на берегу Невы всегда было много интересных и именитых гостей.

         Жизнь Игоря Фёдоровича сложилась так, что большую её часть он прожил за границей, но у его музыки есть своё истинное лицо – русское. Композитор активно использовал мотивы из русского фольклора, занимался переработкой сказочных мотивов. Почти в каждом произведении Стравинского видны интонации русского музыкального говора, фольклорные истоки.

         Все сочинения Стравинского глубоко проникнуты русским духом и это снискало композитору невероятную известность и на родине и за рубежом. Огненные пляски, языческие ритмы, отзвуки русских фолклорных напевов всё это, причудливо сплетая, воплощал в своих произведениях величайший композитор. Первый большой успех Стравинскому принёс балет «Жар-птица» написанный для Русских сезонов Сергея Дягилева в Париже.

         Музыковед Михаил Друскин писал: «Русский период не только по эстетической ценности созданных тогда произведений, но и по его значению для всей художественной эволюции Стравинского — главнейший период его творчества».

         Произведения Стравинского позднего периода написаны в неоклассическом стиле с применением новых авангардных техник. Сочинения содержали не гармоничные мелодии, привычные для слушателей, а серии. В них ноты разной высоты следовали друг за другом в строгой последовательности, которая повторялась на протяжении всего произведения.

          Критики писали, что композитор стал сочинять «нейтральную музыку». Сам Стравинский с их мнением не был согласен: «Я всю жизнь по-русски говорю, у меня слог русский. Может быть, в моей музыке это не сразу видно, но это заложено в ней, это — в ее скрытой природе». На основе русских народных песен в 1965 году он создал канон для оркестра «Не сосна у ворот раскачалася».

         Поздний этап творчества Стравинского характеризуется преобладанием в нем духовной тематики. Кульминацией творчества становится «Реквием» («Заупокойные песнопения») – это квинтэссенция художественных исканий композитора.          Это произведение Стравинский считал одним из главных произведений в своей жизни: «Заупокойные песнопения» завершили всю мою творческую картину».

         Музыкальный стиль маэстро невозможно описать лаконично, поскольку для его творческой биографии характерен постоянный поиск, эклектика, смешение различных жанровых особенностей. Недаром друзья называлиего «Человек тысячи одного стиля»

         Великий экспериментатор, он чутко улавливал изменения, которые происходили в жизни, стремился жить вместе со временем. По силе воздействия, масштабу и значению для современников и потомков творчество Стравинского сравнивают с творчеством его друга Пикассо в живописи.

         Стравинского и Пикассо часто сопоставляют как первооткрывателей ХХ века в своих странах: «Испанец Пикассо — в живописи, русский Стравинский — в музыке, видите ли, столпы европейского искусства», — докладывал на родину из Парижа в 1922 году Владимир Маяковский

         Имя легендарного музыканта игоря Фёдоровича Стравинского навсегда вошло в музыкальную историю России  и мировой музыки.

 

Блок В. М. Русская и советская музыка: хрестоматия /В. М. Блок, К. П. Португалов.- Москва: Просвещение, 1977.- 228 с.: ил.

Друскин М. Игорь Стравинский. Личность, творчество, взгляды: исследование / М. Друскин.- Ленинград: Советский композитор, 1982.- 208 с.

https://biographe.ru/znamenitosti/igor-stravinskiy/

https://soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/velikie-kompozitory/igor-stravinskij