Александр Александрович Киселев родился 6 июня 1838 года в финском городе Свеаборге в дворянской семье.
Воспитание получил сначала в Аракчеевском Кадетском корпусе, затем во 2-ом Петербургском. Рисованием увлекался с детства и поэтому в 1861 году поступает в Императорскую Академию художеств, заканчивает ее в 1864 году с аттестатом классного художника. С 1873 года участвует в выставках передвижников, единогласно избирается членом ТПХВ, в состав которого входили такие известные художники, как И. Репин, В. Перов, В. Маковский, А. Саврасов, И. Крамской, И. Левитан, В. Серов и др.
С 1877 года А. А. Киселев живет в Москве, ежегодно принимает участие в передвижных выставках. В своих пейзажах прекрасно передает состояние природы в разные времена года.
Московский купец, коллекционер П. М. Третьяков приобретает 8 работ Киселева для собрания своей галереи. Работы Киселева покупают также в частные коллекции император Николай II, императрица Мария Федоровна, великие князья.
В 1893 году А. А. Киселев избирается действительным членом Академии художеств, переезжает с семьей в Петербург, а с 1897 года преподает в императорской Академии художеств, как профессор пейзажного класса. Через два года за успехи в живописи ему присвоено звание академика. В том же 1899 году он впервые приезжает в посад Туапсе.
Море, Кавказские горы пленили художника, и он приобретает в Туапсе дачу на мысе Кадош, а затем строит дом городского типа, где теперь находится дом-музей А. А. Киселева.
Посад Туапсе представлял собой небольшой поселок, расположенный на берегу моря, с населением, не превышающем 1400 человек. Маленькие белые домики мелькали среди густой зелени окружающих их садов Эту ли картину рисовал себе Киселев, когда в пятидесятитрехлетнем возрасте вместе с сыном Александром выехал из северного, туманного Петербурга в Туапсе? Это было в 1891 году.
Прибыв в Новороссийск, первым делом следовало узнать – какое море. Ибо при непогоде плыть нельзя, так как пароходв Туапсе не остановится. Никаких ни порта, ни пристаней не было. Пароход останавливался в море и пассажиры доставлялись на берег турецкими фелюгами.
А может быть, страстно влюбленный в поэзию А. С. Пушкина, Александр Александрович узрел в природе туапсинских мест пушкинские сюжеты? Ведь перенял же художник у великого поэта это огромное чувство простора, свободы, вольности. Возможно, сказалась и пушкинская тяга к сюжетам Кавказа. Величие горных перевалов, вершин, скал, изображенное на 34 картинах, посвященных Туапсе, получило огромное признание не только на выставках художников-передвижников, в чью плеяду входил Киселев, но и за их пределами. А ведь Александр Александрович много путешествовал по свету, но ни прелести Франции, ни страстность Италии, ни пафос германии не тронули его так, как небольшой черноморский посад.
А с другой стороны, на просторе,
Изумрудом под солнцем блестя,
Чуть колышется синее море,
В бесконечную даль уходя.
Так написал Киселев в 1910 году в стихотворении «В Туапсе». С каждым годом росла любовь художника к маленькому городу у моря. Вот он уже печется о приобретении домика, что бы работать с большими удобствами и подолгу находиться в Туапсе с семьей.
А. А. Киселев много путешествует по Кавказу, пишет этюды, летние месяцы проводит с семьей в Туапсе.
Много этюдов и картин посвятил мастер Туапсе: «Горная дорога», «Тихая вода», «Ночь на море», «Черноморское побережье Кавказа» и полотно «Кадошские скалы», на котором изображена скала, теперь носящая его имя. Лучшие его работы находятся в музеях страны.
Киселев изображает на своих картинах туапсинские пейзажи правдиво, Искренне и в то же время поэтично. Собственно, по ним можно увидеть город таким, как он был без малого сто лет назад.
Александр Александрович был свидетелем начала строительства порта, железной дороги Армавир-Туапсе. Причем он с удовольствием писал об этом не только красками на холстах, но и в письмах своим друзьям, что еще раз показывает, насколько дорого было художнику все, что связано с Туапсе. Черноморский посад благодаря картинам Киселева (особенно «Кадошские скалы»_ стал привлекать гостей из самых дальних уголков страны.
…Скала Киселева. Она и сейчас манит к себе людей разных возрастов, разных взглядов на жизнь. Покоряет, как когда-то раз и навсегда поразила художника. Что видел он, стоя на ее вершине? Какие сказки шептали ему морской прибой и солнечный ветер? Все это осталось тайной, которую скала свято оберегает. Она особым, совершенно живым существом прошла сквозь творчество Киселева. Художник увековечил скалу у самого моря на своих полотнах.
Наш город служил художнику как бы местом отдохновения, Отдушиной, Где он мог спокойно творить. Киселев пишет волнующие мотивы природы Кавказа. То, что он не говорил никому, о чем не писал даже в самых откровенных письмах к друзьям, – все это появилось на картинах туапсинского периода. Задумчивые скалы, море, тусклым аквамарином поблескивающее на закате, просоленный ветер, который, кажется, веет с киселевских холстов…
И сейчас, спустя многие десятилетия, мартовскими вечерами чудится, будто выходит на залитый весенним солнышком двор старый художник. Что видится ему? Дальний синий простор, неприступные вершины или ветка распустившегося по весне персика, стучащая в его окно? Вопросы, вопросы… Может, заглянув в дом А. А. Киселева, ставший музеем, да постояв подольше возле его картин, вы найдете ответы.
Заснеженная даль зовет сырую осень
Просохнуть и согреться у камина.
Глубоко-синей стала неба проседь
И терпко-сладкой горькая рябина.
Надежды спят до первых па капели,
Запорошило память в зимних снах.
Все, что с тобой сказать мы не успели,
Цветущей веткой персика застыло на губах.