Понедельник, 24 января

ЖИЗНЬ В ТАНЦЕ (Юрий Николаевич Григорович)

 

За долгую карьеру танцовщика и хореографа Юрий Григорович в полной мере ощутил на себе как всеобщее обожание, так и бесконечную травлю со стороны властей. Его боготворили и ненавидели, называли великим гением и суровым диктатором. Как бы то ни было, годы работы Юрия Николаевича считаются «золотым веком» в истории Большого театра им российского балета.

         Азы профессии Юрий Николаевич получил в Ленинградском хореографическом училище, где его наставниками были Алексей Писарев и Борис Шавров.

         В качестве хореографа Григорович впервые выступил в 1948 году, поставив на сцене Ленинградского ДК балеты «Семеро братьев» и «Аистенок». Но настоящая слава пришла к балетмейстеру после премьеры спектакля «Каменный цветок» на музыку Сергея Прокофьева и балета «Легенда о любви» по произведению Арифа Меликова, которые он поставил на сцене Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова (ныне Мариинский)

         В 1964-ом году Юрий Николаевич стал главным балетмейстером Большого театра, и на этом посту находился долгие тридцать лет. Он переделал почти все классические балеты в репертуаре театра, а также создал восемь собственных в сотрудничестве с художником Симоном Вирсаладзе. И теперь, спустя полвека со времени первых премьер «Каменного цветка», «Щелкунчика», «Спартака», они по-прежнему пользуются большой популярностью и любимы зрителями.

         Руководителем Юрий Николаевич был жёстким, авторитарным. Это вызывало как уважение, так и недовольство. Своё несогласие выражали и хореограф Владимир Васильев, и прима-балерина Майя Плисецкая. К 1995-ому году накопившиеся противоречия вылились в серию скандалов, и Григорович, не став дожидаться, пока его уволят, сам положил на стол заявление об уходе.

         В 1996-ом году наступил новый этап творческой деятельности Григоровича. Он начал сотрудничество с Краснодарским театром балета, а затем стал его художественным руководителем. Как и прежде, Юрий Николаевич вкладывал в дело всю свою энергию, и его труппа достигла впечатляющих высот. Артисты вышли на международный уровень и объездили весь мир.    На сцене Краснодарского театра состоялись показы спектаклей «Каменный цветок», «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Баядерка», «Тщетная предосторожность», «Иван Грозный» и другие.

         В 2001-ом году Юрий Григорович   возобновил сотрудничество с главным театром страны, занявшись репетициями спектакля «Лебединое озеро» в новой интерпретации. В 2001 году в репертуар театра вернулись балеты «Раймонда», «Легенды о любви», «Щелкунчик», «Золотой век» и «Спартак».

         Помимо московской и петербургской сцен балетмейстер сотрудничал с театрами Минска, Новосибирска, Екатеринбурга, Таллина, Парижа, Стокгольма, Вены, Рима и Праги. Его прекрасные балеты экранизировали дважды: в 1976 году вышел фильм «Спартак», а в 1977-м состоялась премьера «Грозного века» по спектаклю «Иван Грозный»

         Много сил Юрий Николаевич отдает преподавательской деятельности. С 1974 года он входил в профессуру Ленинградской консерватории имени Римского-Корсакова. На этом посту балетмейстер проработал полтора десятка лет.

         В 1988 году Григорович получил должность заведующего кафедрой и профессора в Московской хореографической академии. С 1975 по 1985 годы Юрий Николаевич возглавлял Комитет танца при Международном институте театра. Сейчас маститый балетмейстер является почетным президентом этой организации.

         На столичном Международном конкурсе танцовщиков Юрий Николаевич является бессменным председателем судейской коллегии. Помимо этого, российского мэтра неоднократно приглашали в жюри болгарских, финских, американских и японских конкурсов танцевального мастерства.

         Президент нескольких профессиональных сообществ в России и за рубежом.

         Огромное спасибо, Юрий Николаевич, за Ваши шедевры, за бесценный вклад в развитие балета, в российскую культуру!

 

Поделиться ссылкой: