Воскресенье, 27 ноября

Зарождение (История Кубанского казачьего хора)

В 2021 году исполняется 210 лет Кубанскому казачьему хору. Государственный академический Кубанский казачий хор – яркая визитная карточка не только Краснодарского края, но  и всей России. Основанный в 1811 году, хор стал единственным в России профессиональным коллективом народного творчества, имеющим непрерывную преемственную историю от начала девятнадцатого века до наших дней. За два века своего существования хор прошёл славный и сложный путь, о котором Центральная городская библиотека им. А.С. Пушкина  и расскажет вам, дорогие наши туапсинцы,  на  сайте и в социальных сетях.

 

Когда поёт Кубанский хор,

Его я буду сердцем слушать,

Он растревожит песней душу

И приведёт её в восторг!

 

Я песни эти с детства чту,

Их мои предки распевали,

Когда трудились и мечтали,

И уходили на войну…

Галина Вертиева

 

  1. Войсковой хор Черноморских казаков.

Свой рассказ о Кубанском казачьем хоре мы начинаем с основания и первого столетия деятельности Кубанского казачьего хора. Историческим предшественником современного Кубанского казачьего хора является Войсковой певческий хор Черноморского казачьего войска. Его основателем стал первоприсутствующий Екатеринодарского Духовного Правления, войсковой протоиерей Кирилл Васильевич Россинский.

Казаки – народ православный, поэтому сразу после переселения на Кубань начали строить церкви. Для боголепной службы в Воскресенском соборе Екатеринодара понадобился певческий коллектив. И первый регент хора Константин Гречинский, по просьбе духовного просветителя Кубани протоиерея Кирилла Россинского, стал собирать талантливых и голосистых казаков.

В августе 1810 года Кирилл Россинский обратился в войсковую канцелярию Черноморского казачьего войска с прошением о создании Певческого хора. Предложение было одобрено войсковым атаманом Ф. Я. Бурсаком и членами канцелярии. В августе были подготовлены сметы на жалование регенту, певчим, а также средства на приобретение костюмов.      На праздник Покрова Пресвятой Богородицы 1 октября 1810 года (по старому  стилю) Войсковой певческий хор впервые выступал в Войсковом Воскресенском соборе. Первым регентом хора стал дворянин Константин Гречинский. Первоначально хор существовал на средства протоиерея Кирилла Россинского, но в январе 1811 года Одесским и Херсонским генерал-губернатором герцогом де Ришелье были официально утверждены штаты, смета и выделены деньги на содержание Войскового певческого хора.

1 октября 1811 года в день Покрова Пресвятой Богородицы, который стал считаться праздником Войскового хора, коллектив уже выступал как официально учрежденный Войсковой Певческий хор Черноморского казачьего войска. Позже служба в хоре стала приравниваться к войсковой службе, певчие получали очередные войсковые чины и награды, находились на полном обеспечении Черноморского казачьего войска. Добрую часть из них составляли дети из небогатых семей, зачастую сироты. «Малолетки» исполняли партии альта и дисканта, ведь по церковным канонам в певческом хоре были только мужчины. Собрали и музыкантский хор, а проще говоря, духовой оркестр.

22 декабря 1811 года император Александр I издал указ «О заведении в Черноморском казачьем войске духовой музыки из 24 музыкантов», то есть духового оркестра. Оркестр был назван Войсковым музыкантским хором. Певческий и музыкантский войсковые хоры развивались параллельно. Насыщенная, многообразная и плодотворная творческая деятельность двух хоров продолжалась до апреля 1920 г. Их выдающуюся роль в духовном, культурном и патриотическом воспитании
кубанцев невозможно переоценить. По признанию современников, то были лучшие на периферии военно-художественные учреждения России.

В 1860‑м Черноморское казачье войско переименовывается в Кубанское. Соответственно переименовывались и войсковые хоры. Кроме участия в церковных богослужениях, Певческий хор давал и светские концерты в Екатеринодаре и по всему югу России. Исполнялась духовная музыка, народные песни, классические произведения. Хор стал кузницей музыкальных кадров и для учреждений культуры, и для православной церкви, и для армии Российской Империи. Деятельность хора высоко оценивалась Российскими императорами: император Александр II находил его «замечательным по голосам и стройности исполнения», а император Александр III выразил хору благодарность «за отличное исполнение музыкальных программ» и повелел войсковому начальству озаботиться расширением и улучшением хора.

25, 26 и 27 сентября 1911 года (по старому стилю) на Кубани прошли большие торжества по случаю 100-летия Войскового певческого хора. Их инициатором стал наказный атаман Кубанского казачьего войска и начальник Кубанской области генерал-лейтенант Михаил Павлович Бабыч. Был выпущен юбилейный нагрудный знак в форме лиры в дубовом венке с двумя перекрещивающимися георгиевскими трубами, который и поныне является символом Кубанского казачьего хора. Впервые издан исторический очерк о певческом и музыкантском хорах архивариуса И.И. Кияшко.

После Февральской революции 1917 года впервые партии альта и сопрано были укомплектованы женскими голосами. Коллектив был востребован, ставили даже спектакли. Однако летом 1921 года из-за смены идеологии, голода и разрухи, вызванными гражданской войной, деятельность хора была прекращена. Часть певчих эмигрировала, создав казачьи хоры за границей. Известен квартет под управлением Александра Авдеева и на советской территории.

 

Литература.

 

Захарченко, В.Г. Собрание сочинений в 18 томах / В.Г. Захарченко.- Краснодар: традиция, 2018.- ISBN 978-5-91883-408-4

Том 1, книга 1: Песней очистимся.- 320 с.- 978-5-91883-310-0

 

Петрусенко, И. Кубань в песне: страницы музыкальной летописи трёх веков / И. Петрусенко.- Краснодар: Советская Кубань, 1999.- 432 с.: ил.- ISBN 5-7221-0245-8

 

Покладова, Е.В. Музыка Кубани: учебное пособие / Е.В. Покладова.- Краснодар: Традиция, 2011.- 112 с.: ил.- ISBN 978-5-91883-038-3